Максим КОНОНЕНКО
Культура отмены, то есть отмена культуры — явление не новое. Когда-то отменяли иконы. Когда-то отменяли некоторые детали скульптурных изображений. Отменяли композиторов, которых любили плохие люди. Книги сжигали. Отменяли артистов, которые решили сменить место жительства. В общем, опыт в отмене большой. Но эволюция беспредельна, и пределов у отмены тоже не будет.
Обозреватель немецкого издания Welt Эльмар Крекелер назвал пропагандистским российский мультсериал «Маша и Медведь». Медведь, по мнению колумниста, специально сделан «милым и толерантным», чтобы «дети на западе не так ненавидели Россию». И знаете, что самое безумное в этом вот всём? То, что совершенно непонятно — иронизирует автор или же он совершенно серьезен. Кажется, теперь это называется «метамодерн».
Впрочем, если в случае с «Машей и Медведем» еще есть какой-то простор для осмысления, то в случае с исключеним Конкурса Чайковского из Всемирной Федерации международных музыкальных конкурсов никакого простора для осмысления уже нет. Как и в случаях с отказом от исполнений произведений Чайковского в тех или иных театральных заведениях так называемого цивилизованного мира. Видимо, в этом и состоит главное завоевание цивилизации — чтобы взять да и забыть про некоторые его завоевания.
Компания Marvel заявила, что она перестанет продлевать лицензии на выпуск своих комиксов на русском языке. Стивен Кинг заявил, что больше не будет издавать свои романы на русском. Джоанн Роулинг тоже отказывает в своих переизданиях. Русских спортсменов не пускают на соревнования, кинофестивали отказываются от русских фильмов, а где-то сносят памятники Пушкину и отменяют лекции о Достоевском.
Ну что же, момент политически обоснованной эмоции понять можно. Страшно не принять участие в охоте на ведьм, когда все вокруг охотятся. И Стивен Кинг, написавший на эту тему не одно и не два произведения боится не принять в ней участие. И Джоанн Роулинг, создавшая грандиозный антинацистский эпос теперь боится не принять участие в совершенно нацистском отмене всего русского.
Но мы-то понимаем, что есть текущий момент, а есть вечность. И что Чайковский, Пушкин и Достоевский никуда не денутся, сколько их не отменяй.
А вот отменяющие, скорее всего, сгинут.