Польша лидирует в ЕС по спаду ВВП во 2-м квартале. Потребительские настроения в августе внушают глубочайший пессимизм

_________________




Как сообщило в четверг Центральное статистическое управление, так называемый текущий индекс потребительского доверия (BWUK), который отражает оценки и ожидания домохозяйств относительно их финансового положения и состояния экономики, а также готовность потребителей совершать важные покупки, снизился в августе до -44,9 пункта с -41,7 пункта в июле.

Это новый исторический минимум данного показателя. Помимо текущего года, BWUK был самым низким в 2002 году, когда он составил -39,7 пункта. Позже настроения рухнули во время пандемии Covid-19, но BWUK ни разу не опускался ниже -37 пунктов. 

Динамично растущая инфляция существенно влияет на потребительское поведение поляков. Уже каждый третий  боится ухудшения своего финансового положения.

Ведущий индекс потребительского доверия (WWUK), который отражает ожидания домохозяйств относительно состояния их финансов, экономики в целом и ситуации на рынке труда в течение следующих 12 месяцев, также снизился в августе, но не так явно. Он составил -30,8 пункта, после -29,4 пункта в июле, а это значит, что он остался как выше уровня марта этого года, так и весны 2020 года.

Целых 56% домохозяйств, опрошенных Центральным статистическим управлением, считают, что их финансовое положение ухудшится в ближайшие 12 месяцев. Только 7,3% из них ожидают улучшения. Этот пессимизм не объясняется ожиданием роста безработицы. В то время как больше домохозяйств ожидают, что безработица вырастет, а не снизится, по сравнению с предыдущими месяцами - и тем более до 2020-2021 годов - эти опасения даже ослабли.

Это говорит о том, что основной причиной второстепенных настроений является самая высокая инфляция за четверть века (в июле она составила 15,6% год к году), ограничивающая покупательную способность . Это усугубляется последствиями беспрецедентного повышения процентных ставок, то есть реакцией Совета по денежно-кредитной политике на высокую инфляцию. Настроения не смогли улучшить сигналы о том, что инфляция перестает ускоряться, и MPC скоро прекратит ужесточение монетарной политики. Не помогли и кредитные каникулы и угольные субсидии.

В связи с такими ожиданиями неудивительно, что потребители планируют воздержаться от больших расходов, например, на мебель, электронику и бытовую технику. Компонент BWUK, который выражает тенденцию к совершению так называемых важных покупок, снизился в августе до -42,1 пункта с -35,8 пункта месяцем ранее. В прошлом этот показатель был ниже лишь однажды, в апреле 2020 года.

Низкую склонность к совершению важных покупок можно увидеть в результатах розничных продаж последних месяцев. В июне продажи мебели, электроники и бытовой техники снизились в реальном выражении (т.е. в постоянных ценах) на 7% в годовом исчислении, после спада  в 4% в мае. Не считая весны 2020 года, это худший результат  с 2010 года. Аналитики из PKO BP bank, в свою очередь, указывают, что в данных о карточных операциях клиентов банка видно, что поляки ограничивают расходы на рекреационные и гостиничные услуги.

Экономика была в гораздо худшем состоянии во втором квартале. На это указывает снижение ВВП, очищенное от влияния сезонных факторов по сравнению с предыдущим кварталом, которое достигло целых 2,3 процента. Более крупное квартальное снижение экономической активности на Висле ранее было зафиксировано Центральным статистическим управлением во втором квартале 2020 года, когда экономика была парализована ограничениями, связанными с первой волной пандемии. Ранее в 1996 году наблюдалось квартальное снижение ВВП более чем на 2%, но это было, как предполагают экономисты из Bank Pekao, результатом неудачной очистки данных от сезонных эффектов.

Более того, с точки зрения обвала экономической активности во втором квартале Польша явно выделяется на фоне Европы. Ни в одной из 21 страны ЕС, по которым уже имеются данные, снижение ВВП не было столь глубоким. В еврозоне активность увеличилась на 0,6%.


 

 

 

 

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 18).

___________________

________________________

__________________

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА