Эпизод из «Ивана Васильевича», который заставил меня посмотреть на Гайдая по-новому

_________________


Недавно проезжал мимо города Кемь. Это северная Карелия, берег Белого моря.

Кемь многим из нас может быть знакома по фильму «Иван Васильевич меняет профессию». Помните, там шведский посол просил царя уступить Швеции Кемскую волость?



Так вот, я ехал и всё думал…

Швед попросил отдать часть русской земли и Бунша (царь-самозванец) с легкостью её отдал.

– Кемская волость? Да пусть забирают! Всего-то…

При этом Жорж Милославский (помощник царя) возмутился и резко обломал и «царя», и шведа.

– Что ж ты, царская морда… Эдак никаких волостей не напасешься! (цитата по памяти, могу немного ошибиться)



Так вот, давайте подумаем.

● Бунша по сценарию – образцово-показательный гражданин. Интеллигент. Борец за «дом высокой культуры быта». Весь такой правильный, прилизанный, интеллигентный…

● А Жорж – вор и обманщик. Взломщик чужих квартир. Довольно скользкий тип.

Так вот. От кого было бы более логичным увидеть патриотичную позицию, борьбу за российское государство? По идее, от Бунши. А от Жоржа можно было бы ожидать как минимум полное безразличие к данному вопросу.

В оригинале (пьесе Михаила Булгакова «Иван Васильевич»), кстати говоря, именно Жорж отдает землю шведам:

Дьяк: Он, батюшка, по-немецки говорит. Да понять-то его немудрено. Они

Кемскую волость требуют. Воевали ее, говорят, так подай теперь ее, говорят!.

Милославский: Так что же ты молчал? Кемскую волость?

Посол: О, я… о, я…

Милославский: Да об чем разговор? Да пущай забирают на здоровье!..

Господи, я думал, что!..

Дьяк: Да как же так, кормилец?!

Милославский: Да кому это надо? (Послу.) Забирайте, забирайте, царь согласен. Гут.

И в фильме ничего не стоило сделать именно так. Ну, или поменять позиции героев местами. Ну, вроде как Жорж сначала «сливает» Кемскую волость, но Бунша возмущается, бьет своим посохом (скипетром) по полу и оставляет Кемскую волость за Россией.

В общем, как-то можно было бы всё это обыграть без ущерба для интересности фильма.

Но нет. Гайдай показывает, что именно вот этот вот интеллигентишка, который вроде за что-то там борется, борется на самом деле за свою шкуру (свой дом, подъезд, квартиру).

А страну от сольёт, даже не задумываясь.

Собственно, примерно так и получилось в 1991-м году, но не думаю, что Гайдай заглядывал так далеко. Скорее всего он просто очень хорошо разбирался в людях.

Достаточно посмотреть на нашу современную «оппозицию» (а-ля Каспаров, Навальный, Шендерович, Быков и т.д.), которая якобы борется за прекрасное будущее. На самом же деле, им интересно только их личное будущее, в котором им лично будет хорошо и мягко. А что там будет со страной в целом – это их не особо беспокоит.

Собственно, они уже сейчас «слили» Россию, просто продавшись Западу, действуя по его указке. Как можно назвать пророссийской позицию, при которой ты играешь на руку врагам России?

Хотя на словах всё красиво, всё благородно… «Мы боремся с коррупцией, мы боремся за честные выборы… Но карты раздела России мы будем лайкать и распространять. И вообще мы за копателей Черного моря болеем!»

Вот таких примерно людей Гайдай и описал в образе Бунши. Мол, даже отъявленный ворюга (вроде Жоржа) может оказаться более безопасным для страны, чем вот такие вот «правильные интеллигенты».

Это заставляет задуматься о творчестве Гайдая в целом и переосмыслить его. Под оболочкой легкой комедии там порой содержится очень глубокий и серьезный смысл.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.9 (всего голосов: 40).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА