Посещаемость торговых центров в России полностью восстановилась после пандемии и ухода западных брендов

_________________




Посещаемость торговых центров в России полностью восстановилась после пандемии и ухода западных брендов.

В октябре количество посетителей торговых центров в Москве выросло на 6% к прошлому году, а в Петербурге на 10%.

При этом самый значительный рост трафика зафиксирован в крупнейших ТЦ площадью от 40 тыс. кв м.

В Москве посещаемость таких моллов выросла на 12%, а в Петербурге — на 15%. А ведь именно такие ТЦ больше всего пострадали из-за снижения посещаемости. 

Доля пустующих помещений в двух столицах опустилась ниже 10% — до уровня докризисного 2019 года.

То есть ушедшие западные бренды уже заменили отечественные, а также марки из Турции и Китая.

Есть и новые бренды из недружественных стран, тех же США или Италии.


Глава Союза торговых центров Булат Шакиров на полях выставки-форума MALLPIC в Сочи:

Крупные ТЦ справились с ситуацией. К примеру, "Авиапарк" в Москве, самый большой ТЦ не только в России, но и в Европе, практически полностью заполнен.

Посещаемость ТЦ практически восстановилась даже по сравнению с 2019 годом. У нас же ушли только магазины, но покупатели никуда не делись. К середине следующего года мы выйдем к показателям по посещаемости 2019 года.

Уход иностранных брендов - Zara, Bershka, HM, Uniqlo и других - на самом деле послужил огромным толчком для развития российских брендов.

Например, Melon Fashion Group не только развивает свои текущие бренды (Zarina, Befree, Love Republic, Sela), но и вывела в этом году новый бренд Idol, который открылся уже более чем в десяти локациях.

Gloria Jeans только за последний месяц открыла больше 50 магазинов. Это ведет к тому, что пустых мест не остается.

Традиционно развиваются турецкие бренды. Уже были в России Lcwaikiki, Coton, Colin"s, De Facto. Они тоже воспользовались шансом занять самые "вкусные" места, которые раньше все-таки отдавали европейским и американским брендам (они зачастую выбивали у ТЦ более выгодные условия по аренде и пользовались своим доминирующим положением на рынке).

Получили развитие российские дизайнеры - такие как универмаг Slava.

12 storeez стал потрясающим по развитию магазином. Или, к примеру, российский бренд Lime не только получил развитие в России, но сейчас вышел и на рынок Дубая. "Стокманн" заявил о своих градиозных планах, уже сегодня анонсировано открытие более 10 магазинов.

По нашим расчетам, в середине следующего года свободных мест в ТЦ практически не останется. Средняя вакантность будет на уровне 5-9%, что уже абсолютно нормальный процент для большей доли объектов.

Более мелкие ТЦ меньше всего пострадали. Потому что в небольших районных ТЦ и раньше была большая доля именно российских брендов и предпринимателей. Там зачастую просто не было таких площадей, которые нужны крупным иностранным брендам. И когда из огромных ТЦ ушли 40-50% иностранных брендов, 50-60% площадей стали пустыми, то в маленьких ТЦ такой проблемы не было, поскольку и этих брендов там не было. Поэтому они оказались более стрессоустойчивыми как во время ковида, так и в эпоху ухода иностранных компаний. Да, безусловно, на них это тоже сказалось, но в несопоставимом размере.

Ушла IKEA, и у нас на 40% просел рынок мебели. Сейчас полноценной замены ей нет. Нет такого арендатора, который готов занять все магазины IKEA, это был слишком большой игрок и слишком большие площади. Вы знаете, что вместо шведской компании пришла белорусская сеть Swed House, также пустые площади занимает фабрика мебели Lazurit. Но, скорее всего, остальные магазины IKEA будут разных форматов, одномоментно их занять невозможно.

"Декатлон" все свои магазины закрыл, но в ближайшее время ожидается открытие нового оператора, который забирает все эти локации.

Кроме "Декатлона" и IKEA практически все площадки уже разобраны. Потому что за ними началась охота. Например, магазины H&M уходили очень быстро и оставляли не только готовый ремонт (а были площадки, которые проработали только месяц), они даже оставляли все торговое оборудование, часто в идеальном состоянии. Новым брендам достаточно было включить свет и развесить товар. Как это и произошло в некоторых магазинах.

В начале 2022 года большая часть ТЦ сразу договорилась с арендаторами о минимальном фиксированном платеже. Все, кто не договорился, пошли в суды, и суды дружно встали на сторону владельцев ТЦ. Большую часть компаний обязали выплатить арендную плату по результатам продаж предыдущего года.

В целом практически все ТЦ сейчас взимают плату как процент с оборота. В среднем по рынку - от 5% до 15%. Но это зависит от конкретного ТЦ и от профиля арендатора. В сегменте одежды и обуви это обычно от 5-6% до 10%, у ювелирных магазинов до 15-16%, у бытовой техники 6-7%.

Стоимость аренды пока не растет, мы все-таки пока только возвращаемся на уровень докризисных продаж. Но учитывая, что плата зависит от оборота, то при росте продаж понемногу возрастает и арендная плата.


Кинотеатры - это, наверное, самый пострадавший сегмент. Сначала их закрыли в пандемию, потом их сильно подкосило отсутствие голливудского репертуара. Они продолжают бороться за выживание. Но некоторые ТЦ приняли решение вообще закрыть кинозалы, переделать их под фудкорты, фитнес-центры. В ближайшее время закроется не менее 10-15% кинотеатров

Новых форматов как таковых не появилось. У нас очень развиты детские развлекательные центры - одни из самых развитых в мире. Появляется больше концепций еды - и фудмаркеты, и классические рестораны. Во многих ТЦ появляются термы. Будут появляться креативные пространства.

В ближайшее время мы не увидим большого количества новых ТЦ, хотя небольшие центры продолжают строиться.

Я думаю, что не менее 10% ТЦ в России в ближайшие годы будут перестроены или переформатированы.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 13).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА