Попалась на глаза статья: "Школьники активно используют ChatGPT и DeepSeek для выполнения домашних заданий "
Не буду приводить статью полностью приведу несколько самых интересных цитат:
Григорий Назаров учитель истории и обществознания гимназии № 9 города Химки
«А зачем тогда такие домашние работы мы задаем, ну, например, в виде реферата? Какие учебные и не только учебные задачи мы решаем созданием реферата, который и десять лет назад можно было скатать с какого-нибудь сайта, где все эти рефераты платно или бесплатно были представлены. А сейчас даже на какой-то отдельный сайт заходить не надо — просто ChatGPT открыл, и тебе все это сделали. То есть вопрос здесь именно в этом. Какие задачи мы ставим? И какие мы пространства и способы предлагаем детям для того, чтобы они эти задания выполняли?»
По мнению Григория Назарова, те же рефераты ученики должны презентовать устно. Тогда школьник эту работу хотя бы прочитает, разобьет на тематические блоки и так далее. То есть поработает и что-то да поймет и запомнит. Ведь сегодня многие ученики даже не открывают файлы, которые готовят для них алгоритмы.
Роман Душкин главный архитектор систем искусственного интеллекта Исследовательского центра ИИ по направлению «Транспорт и логистика» НИЯУ МИФИ, рассказал радиостанции об одном из своих подопечных.
Мальчик учится на дому. Все онлайн. И на уроках английского он даже устные контрольные сдает, научив нейросеть говорить своим голосом. Мальчик учится в шестом классе. Но во многом уже понял жизнь, потому что в какой-то момент он выяснил, что проверяет его тоже ИИ...Допустим дано задание: «Написать эссе на английском языке. Если есть в задании не выбор каких-то альтернатив, а нужно вписать много какого-то текста, он даже не читает, что там написано, он просто это задание копирует, вставляет в отдельный чат DeepSeek, который у него конкретно под английский язык, и нажимает ввод. То есть сама задача, сформулированная в контрольной работе на Learning Management System, — она уже выступает как готовый промт, и DeepSeek ему выдает текст на английском языке. Он его копирует и вставляет в контрольную, ну и все — и нажимает «отправить». И получает пятерки. Почему? Потому что в конце концов оказалось, что контрольные проверяет такой же интеллектуальный агент, он тупо сравнивает предоставленный текст по критериям, которые сформулированы в задании».
Шестиклассник отправил домашку в 20:30, а в 20:31 уже получил оценку. Ну и что ему после этого думать?
А с десятиклассником из Минска жестоко обошлась не бездушная машина, а живой человек. Учитель, который и толкнул его в пучину холодной цифровизации. Все началось с задания написать сочинение о нравственных идеалах в отношениях между людьми:
«Я писал от души, писал красиво, с глубоким подтекстом. Я написал, что идеалы должны быть глобальными. Это не просто какой-то человек, который тебе нравится, а должен мир из-за этого быть лучше. Я раскрывал эту тему, после чего, когда я сдал сочинение, его проверили. Мне поставили отметку 6/8, где 6 — это отметка за содержание. У нас десятибалльная система оценивания. После данного инцидента мне растолковал учитель, что я думал вообще неправильно, не попал в тему сочинения. После этого я перестал вообще сочинения писать сам. Я обратился к нейросети. Она мне так все красиво расписала: так, как требует, наверное, система образования, а не так, как думает человек. Я сдал сочинение, которое написал ИИ, и получил высший балл — 10/10. И ко мне даже учительница подошла и сказала: «Это такая хорошая работа, я такой еще, наверное, даже не видела». Поэтому я никогда больше сочинения писать сам не буду».
Впрочем, нечто похожее мне рассказывала моя знакомая (ей сейчас за 30). Дают задание в школе по геометрии. Она его решает нестандартным способом - через вспомогательное построение. Итог - занижают оценку. Начала списывать с ГДЗ - и все наладилось))
Кстати, задолго до ИИ рассказывали такую историю-анекдот из жизни. Решил один профессор автоматизировать свою работу и поставил вместо себя магнитофон. Через какое-то время пришел посмотреть как учебный процесс идет. Приходит, а вокруг магнитофона студенты понаставили диктофонов - они не глупее профессора в плане автоматизации оказались.
В общем, как говорил Иисус: "Отдавайте кесарю кесарево, а Богу Богово ". Не нужен обычной школе человек-творец, ей нужен стандартный "винтик-производства" да "гражданского общества". И даже при Союзе было в целом так, чтобы там не декларировалось с высоких трибун. И действительно, что потом делать с этим "человеком-творцом"? А вот "винтик" - тот нужен везде. Теперь правда естественному винтику скоро придется конкурировать с искусственным. И результат "немного предсказуем".