Храм Василия Блаженного как каменная притча о святости и державе...

_____

 


 


фото: соцсети


   Ровно четыреста семьдесят лет назад, в 1555 году, по велению царя Ивана IV Грозного в самом центре Москвы, у стен Кремля, началось грандиозное строительство. На пустыре, рядом со рвом, окружавшим крепость, закипела работа, целью которой было увековечить величайший триумф молодого Русского царства — покорение Казанского ханства. Зодчие Барма и Постник приступили к созданию собора Покрова Пресвятой Богородицы, что на Рву. Никто тогда не мог предположить, что этому храму-памятнику суждено будет стать не просто одним из многих прекрасных русских соборов, а главным визуальным символом не только Москвы, но и всей России. Его уникальный, ни на что не похожий силуэт, праздничное многоцветие глав, сложнейшая композиция из девяти отдельных церквей на едином основании узнаваемы во всем мире без единой подписи, являясь абсолютным и совершенным архитектурным образом страны.

Поразительно, что этот символ государственного могущества и воинской доблести, заложенный в честь победы над многовековым противником, получит своё бессмертное имя не от царского указа, а от народной любви к человеку, чья жизнь являла собой полную противоположность земной силе и славе — юродивому Христа ради Василию Блаженному...
 
Василий, родившийся, согласно преданию, в декабре1468 года на паперти сельской Елоховской церкви (сейчас это в черте Москвы, недалеко от станции метро «Бауманская»), куда его мать-крестьянка пришла просить помощи в родах, к середине XVI века был уже живой легендой московских улиц. Он избрал один из самых трудных и загадочных духовных путей — подвиг юродства. Это было сознательное отречение от всех благ и от общественных норм ради служения Богу и людям в особом, пророческом чине. Он ходил без одежды в любую погоду, не имел дома, скитался без крова, говорил притчами и загадками, а его поступки, шокировавшие современников, впоследствии осмысливались как чудеса и предвидения...

   

   Его дар впервые проявился еще в ранней юности. Будучи подмастерьем сапожника, однажды он вдруг заплакал над парой сапог для купца, проговорив, что тот никогда их не наденет, поскольку скоро умрет. Это предсказание вскоре сбылось...

Церковные и летописные источники сохранили множество свидетельств его прозорливости. Один из самых известных случаев произошел в 1547 году. Находясь в Китай-городе у Вознесенского монастыря (у Фроловских, будущих Спасских ворот Кремля), Василий внезапно начал громко и безутешно плакать. Причина его скорби тогда никому не была понятна.
 
Однако вскоре именно с этого места начался чудовищный Великий московский пожар. Огненная стихия уничтожила большую часть деревянного города, унесла тысячи жизней и стала глубоким потрясением для молодого царя Ивана Грозного. После этого плач юродивого был осмыслен как точное предвидение грядущей национальной катастрофы...
 
Другое свидетельство, демонстрирующее характер отношений юродивого с государем, связано с аналогичным событием, но в другом городе. Царь Иван Грозный, известный своим глубоким, хотя и противоречивым, религиозным чувством, пригласил Василия во дворец на пир. Во время застолья блаженный, к недоумению и раздражению царя, трижды выплеснул вино из окна в сторону. На гневный вопрос монарха он спокойно ответил, что тушит пожар в Новгороде. Вскоре прибывшие оттуда гонцы действительно подтвердили известие о страшном пожаре, охватившем город. Они же рассказали, что видели, как нагой человек странного вида ходил по улицам и кропил горящие дома, и огонь отступал. Показанные гонцам, они сразу узнали в Василии Блаженного того самого человека. Этот факт, зафиксированный в сказаниях, укрепил в царе веру в прозорливость юродивого.

Их взаимоотношения были сложны и выходили за рамки простого почтения к подвижнику. Иван Грозный, человек мощного ума и жестоких страстей, признавал в Василии нравственный авторитет, стоящий вне системы государственной иерархии...

Как-то раз, присутствуя на Божественной литургии в храме, царь заметил, что юродивый, стоя в углу, пристально смотрит на него. После службы Василий подошёл к государю и прямо сказал: «Ты был не в храме, а в другом месте». Царь стал возражать, но блаженный повторил: «Ты говоришь неправду. Я видел, как в мыслях ты ходил на Воробьёвы горы, чтобы построить там себе новый дворец». Эта способность видеть сокровенные помыслы, а не внешнее благочестие, поразила и устрашила Ивана Васильевича. С этого момента, как свидетельствует предание, царь стал уважать и опасаться Блаженного ещё больше, видя в нём живую, неумолимую совесть, которую невозможно обмануть.

Подвиг юродства включал в себя и обличение неявного, скрытого под благовидной оболочкой зла. Одно из самых ярких и сложных для понимания действий Василия связано с иконой на Варваринских воротах Китай-города. Там находился образ Божьей Матери, глубоко почитаемый москвичами, к которому стекались паломники. Блаженный, к ужасу и ярости толпы, взял камень и разбил эту икону. На него немедленно набросились с побоями. Тогда юродивый остановил их и сказал: «А вы поскребите красочный слой!». Послушавшись, люди с изумлением обнаружили под изображением лика Богоматери скрытое изображение дьявола. Этот факт, передаваемый житийной литературой, интерпретируется как разоблачение не истинной святыни, а ее кощунственной подмены...

Его прозорливость проявлялась и в ситуациях, казалось бы, бытовых. Однажды воры, заметив, что Василий одет в добротную шубу, подаренную ему неким боярином, решили завладеть её обманом. Один из лихих людей прилёг на землю, притворившись мёртвым, а другие стали с притворной скорбью просить у юродивого милостыню на погребение. Василий, взглянув на «умершего», снял шубу и накрыл его. Когда же обрадованные воры подошли к товарищу, чтобы забрать добычу, они обнаружили, что он и вправду мёртв. Этот случай, описанный в житии, демонстрирует не только дар предвидения, но и суровую правду о том, что греховный замысел может обернуться реальной катастрофой...

Василий Блаженный прожил долгую жизнь, скончавшись 2 августа (по старому стилю) 1557 года. Его погребение стало событием общегосударственного масштаба: гроб с телом почившего юродивого нёс на своих плечах сам царь Иван Грозный вместе с ближайшими боярами. Местом упокоения было выбрано кладбище при Троицкой церкви, что во Рву, — там, где хоронили безродных странников, что стало последним подтверждением его добровольного отказа от мира.

А рядом, буквально в нескольких шагах, уже вовсю кипела работа на грандиозной стройке Покровского собора. Божьим промыслом кончина святого была связана с рождением храма...

Чудеса и исцеления, начавшиеся совершаться у могилы Василия, быстро превратили это место в одну из главных московских святынь. И когда в 1588 году, при царе Фёдоре Иоанновиче, состоялось официальное обретение его нетленных мощей и канонизация, для них было решено устроить особый придел. Его не стали строить отдельно, а с любовью и смыслом пристроили к уже стоящему величественному Покровскому собору. Так в его ансамбле появилась десятая церковь — во имя Василия Блаженного, ставшая его земной сенью. Этот народный почин, освящённый церковной и царской властью, навсегда сплавил воедино два образа: символ воинской победы государства и символ духовной победы смиренного праведника. Собор Покрова на Рву в народном сознании немедленно и навсегда стал Собором Василия Блаженного.

В этом качестве он является прямым наследником того народного почина, который связал имя святого, говорившего правду сильным мира сего и защищавшего слабых, с памятником воинской славы и державного строительства. Эта связь глубока и неслучайна. Она отражает саму душу русской истории, в которой государственное могущество и духовный идеал, сила и смирение, триумф и жертва существуют в неразрывном, дополняющем друг друга единстве. Храм Василия Блаженного — это не просто церковь или музей. Это каменная притча о России.
 

Сегодня, спустя 470 лет после начала его строительства, этот образ способствует формированию культурно-исторического лица страны, выступая символом её уникальности, духовной глубины и преемственности традиций. Каждый, кто видит его фотографию или изображение, вольно или невольно вспоминает историю России, её победы, её святых и её испытания. Он ассоциируется с несокрушимой крепостью духа, с яркой, самобытной красотой, с идеей соборности и единства в многообразии. В его архитектуре, где каждый купол индивидуален, но все они подчинены единому замыслу и венчают единое основание, многие видят метафору многонациональной России, собранной вокруг общего духовного и исторического стержня.

Таким образом, Василий Блаженный, сам того не ведая, продолжает служить России уже как её культурный и исторический символ, объединяющий нацию вокруг общего визуального и смыслового кода. Его мощи покоятся в самом сердце столицы, в том самом храме, имя которого он удостоился. Это место паломничества и для верующих, притекающих к святым мощам, и для миллионов туристов со всего мира, стремящихся понять загадку русской истории и культуры. Его жизнь, полная внешнего безумия и внутренней высшей мудрости, служит вечным напоминанием о приоритете духовного над материальным, правды над выгодой, совести над силой. А храм, носящий его имя, стоящий на главной площади страны, ежедневно свидетельствует о том, что истинное величие нации рождается на стыке молитвы и подвига, державной воли и народной святости. Прошло почти пять веков, но диалог, начатый при жизни между грозным царём и нищим юродивым, продолжается в камне и в памяти, оставаясь одной из центральных тем русской судьбы...
(P.S.: Очередное странное совпадение...Вот только в это воскресенье, поминая наших покойных родичей, мы с братом точно определили в какую именно церковь в детстве меня водила моя двоюродная бабушка Надя. Выяснили, что это была Елоховская церковь. После этого, я еще не зная, что как раз на паперти этого храма  родился Василий Блаженный, вдруг вспомнил о нем и в двух словах рассказал о нескольких мистических случаев из его жизни...) 


Текст создан DeepSeek и rusfact.ru

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 5).
Источник: 

_____

_____

 

_____

 

ПОДДЕРЖКА САЙТА

_____