Скоро четверть века минует, как Латвия вновь обрела независимость. За это время как раз во внешнеполитическом плане наша страна добилась всего, о чем можно было мечтать — и в НАТО вступила, и даже стала членом Евросоюза. С 1 января 2014 года мы вошли в еврозону, то есть в самое "ядро" ЕС. На пороге вступление в OECD (Организация экономического сотрудничества и развития), а это действительно европейский элитный клуб.

Тем не менее, мышление властвующей политической элиты в отношении восточного соседа не поменялась ни на грамм. Более того, и сам доклад министра, который, по крайней мере, был по-дипломатически взвешен, и тем более высказывания коалиционных депутатов (наши националы здесь, как обычно, впереди планеты всей), указывали на то, что градус ненависти и злобной риторики по отношению к России приобретают все новые формы. Не стесняясь в выражениях, Россию назвали Империей зла, вынашивающей планы по вероломному захвату Латвии, да еще посмевшую прибрать к рукам Украину. Кроме того, Россия всячески усиливает здесь свою "мягкую власть" через бизнес и масс-медиа. Ведь среди латышей, о ужас, постепенно становятся популярны российские телеканалы! Русских бизнесменов практически обвинили в работе на российские спецслужбы (конкретно назвали имя акционера "Уралхима"). Пабрикс сокрушался о военных учениях России вблизи наших границ, его очень взволновали российские ракеты среднего радиуса действия и — внимание — российские десантники. В общем, всячески надо наращивать военные расходы, а то не дай бог… Смотрю я на это все, слушаю и думаю — раньше я полагал, что вся эта ненавистная антироссийская риторика является политической игрой с электоратом, способом привлечь голоса простых латышей, умело манипулируя исторической памятью. Сейчас я вижу, что эти люди РЕАЛЬНО верят в то, что говорят…

Как я понимаю, главной задачей внешней политики является обеспечение безопасности страны дипломатическими способами и рост благосостояния общества через стимулирование внешнеторгового оборота и роста экспорта. В этой связи я задал риторические вопросы Ринкевичу и Пабриксу: правительство не верит в то, что НАТО способно защитить Латвию? Почему мы используем риторику холодной войны? Почему надо противопоставлять Европу России или Запад Востоку?

От русофобской политики Латвия теряет сотни миллионов евро в год, за годы независимости это уже миллиарды! Один простаивающий нефтепровод через Вентспилс мог бы наполнить социальный бюджет десятками миллионов евро, не говоря уже о транзите с Востока на Запад вообще. Потенциал туризма вообще в зародышевом состоянии, хотя интерес-то есть… Спасибо закону о миграции, как-то оживил экономику, так и его хотят подрубить, а все почему? Так ведь русские же! И это все — наша внешняя политика…

Украина волнует Латвию, как и Европу, только потому, что она повернулась лицом к России. Не нужна Европе Украина, а вот России нагадить — это да! Вообще внешняя политика — это квинтэссенция, вершина двойных стандартов и двуличия, когда нет собственной позиции…

Не знакомо нашим министрам такое понятие как прагматичная, взаимовыгодная и дружелюбная политика в первую очередь к странам-соседям. Или очень не хочется таковую проводить, поскольку нам надо находиться в европейском (и не только) политическом мейнстриме — все, что хорошо для России, плохо для нас, и наоборот. При этом звучит мнение, что мы сможем доверять другой, новой России, в которой будет установлена европейская демократия. То есть — даешь арабскую весну на территории СНГ! Начинаем с Украины! Следующая — Россия…

Выражаясь дипломатическим языком — недалекие люди! Если здесь под боком начнется ливийско-сирийский вариант, то тогда точно никакое НАТО не поможет. В интересах Европы и всего мира иметь крепкую, стабильную, развитую и прогнозируемую Россию с такой демократией, которая это сможет обеспечить. И кто не понимает, что с Россией надо дружить и получать от этого выгоду, а не воевать, тот как минимум — глупец! Кто хочет видеть врага в каком-либо государстве, тот врага и получит.

Империи и союзы рождаются и исчезают, а страны-соседи — на века… а у нас такая вот "дальновидная" внешняя политика.