108 лет со дня первой стратегической бомбардировки

_________________

108 лет назад, 6 февраля 1916 года русская морская авиация разбомбила турецкую военно-морскую базу Зонгулдак


Россия была родиной стратегической авиации. Кто не знает знаменитый четырёхмоторный бомбардировщик «Илья Муромец»? Однако осуществить первую бомбардировку стратегического назначения выпало не ему, а гидросамолётам М-9. И состоялась эта бомбардировка в день рождения создателя этого замечательного самолёта Дмитрия Павловича Григоровича.



Незадолго до начала первой мировой войны, в 1912 году талантливый русский конструктор самолетов Дмитрий Павлович Григорович приступил к проектированию и строительству первых гидросамолетов. Им была спроектирована, построена в успешно испытана в полете серия летающих лодок — M-1, M-2, М-3 и М-4.
В 1914 году, уже во время первой мировой войны, была построена и успешно прошла испытания пятая лодка Д. П. Григоровича — двухместная М-5 с мотором «Клерже» 120 л. с. Она превосходила по своим летным данным аналогичные образцы зарубежных самолетов того времени и стала первым гидросамолетом отечественной конструкции, принятым на вооружение в русском флоте.
Вслед за М-5 Д. П. Григорович в 1915 году заканчивает постройку еще лучшего гидросамолета-разведчика М-9, который после успешных летных испытаний был принят на вооружение русского флота.

 

Турецкий порт Зонгулдак был важным пунктом, через который снабжалась углом тогдашняя столица Туруции Константинополь, ведь из-за слабого развития турецкой железнодорожной сети уголь перевозили только морем. Русские корабли регулярно обстреливали Зонгулдак с целью парализовать вывоз угля, но турки, как ни в чем не бывало, продолжали возить уголь.

Когда русское командование убедилось, что обстрелы с моря никак не могут прекратить вывоз угля из Зонгулдака, оно решило провести воздушный налет на этот порт. Для этого планировалось использовать авиатранспорты «Александр I» и «Николай I», каждый из которых нес по 7 гидросамолетов. Именно самолеты должны были нанести удар по шахтам, которые были укрыты складками местности от огня корабельных орудий.

1 февраля 1916 года группа эсминцев, блокирующая Зонгулдак, сообщила, что видит в порту большой пароход. Командир дивизиона запросил разрешение проникнуть в порт и уничтожить его, но начальник 2-й маневренной группы отказал ему, не желая подвергать корабли чрезмерному риску. Так как транспорт «Ирмингард» уже не раз ускользал от русских кораблей, командование решило провести задуманный ранее воздушный налет на порт.

5 февраля на рассвете из Севастополя вышли миноносцы «Поспешный» и «Громкий». Они должны были в 13.00 сообщить по радио состояние погоды в районе Если погода окажется хорошей, в море должна была выйти 1-я маневренная группа — линкор «Императрица Мария», крейсер «Кагул», миноносцы «Заветный» и «Завидный» — вместе с обоими гидроавиатранспортами. Подойдя на расстояние 20 миль к Зонгулдаку, гидроавиатранспорты должны были поднять самолеты. Маневренная группа в это время должна была находиться в 20 милях от них. Командир «Поспешного» сообщил, что у Зонгулдака «ветер зюйд-ост 1 балл, легкая зыбь, стихает». Поэтому 5 февраля в 14.00 в море вышли и остальные корабли. Около 18.00 была получена еще одна радиограмма от «Поспешного», который сообщал, что в гавани стоит большой транспорт. 6 февраля в 10.20 на расстоянии 15 миль от Зонгулдака начался спуск на воду гидросамолетов. Они взлетели в воздух, а корабли временно отошли немного на север.

Из-за поломок моторов до Зонгулдака сумели долететь лишь 11 машин из 14, остальные три сели на воду. Все самолеты были вооружены двумя 50-килограммовыми бомбами и несколькими более мелкими. Хотя погода была относительно неплохой, условия для бомбардировки были крайне тяжелыми. Небо затянули рваные облака, которые затрудняли прицеливание. Сбрасывать бомбы можно было лишь сквозь разрывы в тучах. Попытки самолетов снизиться были слишком опасны, так как турецкие батареи вели огонь шрапнелью. Всего лётчики сбросили 368 кг бомб, одна из которых попала в транспорт «Ирмингард». Транкорт загорелся и вскорезатонул прямо у причала. Другая бомба подожгла парусник. Один самолёт так и не сумел сбросить бомбы. Весь налет продолжался около часа. В 11.20 гидроавиатранспорты заметили возвращающиеся самолеты и начали поднимать их на борт. Во время этой операции в 11.16 «Александр I» был атакован германской подводной лодкой UB-7. Корабль уклонился от торпеды, которая ткнулась в поплавок одного из гидросамолетов и затонула. По перископу лодки был открыт огонь ныряющими снарядами. К 13.30 был поднят на борт последний гидросамолет. Его привел на буксире эсминец «Громкий». После этого русские корабли взяли курс на Севастополь, куда и прибыли днем 7 февраля.

Гидрокрейсер «ИМПЕРАТОР АЛЕКСАНДР I», Россия, 1916 г. Построен в Англии в 1914 году, переоборудован в гидрокрейсер в 1916 году. Водоизмещение 9240 т, мощность паровой машины 5100 л.с., скорость хода 15 узлов. Длина наибольшая 117 м, ширина 15,4 м, среднее углубление 6,2 м. Вооружение: 6 120-мм орудий, 2 57-мм пушки, 2 пулемета, 7 гидроаэропланов. С 11 мая 1917 года переименован «Республиканец».

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 126).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА