Полярная одиссея штурмана Альбанова

_________________


Klim Podkova

28 августа 1912 года из Александровска-на-Мурмане в полярную экспедицию уходила шхуна «Св. Анна». В планах было за полтора года пройти Северным морским путем. Возглавлял экспедицию Георгий Брусилов – сын вице-адмирала и племянник генерала. Провожающие с пирса махали руками, стоявшие на палубе члены команды махали в ответ. А у штурмана экспедиции Валериана Альбанова сжималось сердце - он, имевший опыт плавания в полярных широтах, понимал: поздно, очень поздно пускаются они в плавание! Но тоже улыбался и махал рукой стоявшим на причале.

Трудное  путешествие «Св. Анны»

Сегодня, когда Северным морским путем ходят мощные суда в сопровождении ледоколов, нам трудно представить, что 100 лет назад в северные походы отправлялись маленькие если не сказать крошечные  парусно-паровые деревянные шхуны, лишь обшитые листовой медью. Экспедиции уходили и 1,5-2 года о них не было никаких вестей. Рации были дороги, радисты наперечет. Редкие экспедиции обходились без жертв, многие уходили и пропадали бесследно.

В 1912 году молодой лейтенант российского военно-морского флота Георгий Брусилов приобрел в Англии парусно-паровую шхуну «Бленкатра», уже 45 лет плававшую в северных морях. Судно было переименовано в «Св. Анну». На нем Брусилов 28 августа 1912 года отправился в экспедицию, из которой ему не суждено было вернуться.



4 сентября шхуна подошла к проливу Югорский Шар, лавируя между льдинами вошла в Карское море и двинулась вдоль западного побережья п-ва Ямал. Здесь корабль видели в последний раз. На борту были 24 человека и запасов провизии на 18 месяцев.

Результаты глобального потепления на севере чувствуются более чем где-либо. Чернеющие в XXI веке посреди моря острова 100 лет назад были сплошь покрыты льдом, зимы были более суровыми, к тому же на 1912 год выпал вековой пик холода. 27 сентября у западного побережья Ямала «Св. Анна» окончательно вмерзла в лед и стала.

Команда начала готовиться к зимовке, настроение было приподнятое: зимовка в пути изначально предполагалась, провизии было предостаточно. И только капитан и штурман понимали, что дела идут не самым лучшим образом: предполагалось в 1912 году пройти половину пути: обогнуть Ямал, затем Таймыр и зазимовать на восточном побережье Таймыра. Они же не прошли и трети.

Вскоре Альбанов пришел к капитану и доложил: вмерзшее судно медленно дрейфует вдоль побережья Ямала на север. В феврале судно вынесло из Карского моря в Северный Ледовитый океан, к весне 1913 года «Св. Анна» была севернее Новой Земли на 78° с.ш. в районе нетающих льдов. Все на судне понимали, что предстоит еще одна зимовка.

Вторая зимовка прошла куда тяжелее первой: не хватало продуктов, топлива. Почти вся команда переболела трихинеллезом – добытое охотой мясо белых медведей оказалось зараженным. А судно между тем продолжало дрейфовать в сторону полюса. Весной 1914 года оно было уже севернее Земли Франца-Иосифа, на 83° с.ш. Предстояла третья зимовка, голод, а если судно и в 1915 году останется в ледовом плену – смерть.



Группа штурмана Альбанова

В первых числах апреля 1914 года Валериан Альбанов пришел к капитану. Он хочет покинуть судно. В 1894—1897 гг. на Земле Франца-Иосифа работала британская арктическая экспедиция Джексона-Хармсворта. На мысе Флора о. Нортбрук находилась их стационарная база.  Там должны остаться строения и запас продуктов.

160 км. по прямой. Подвижки льда, торосы, разводья – кидай на круг все 200. А если полынья? Значит, придется брать с собой каяк. Все придется нести на себе, сколько груза и продуктов может взять с собой истощенный человек? Он сделает нарты, возьмет только самое необходимое, надеется на удачную охоту.

Но если даже и случится чудо, и штурман доберется до Нортбрука – остался ли на базе склад провианта? Между «должен быть» и «есть» разница ценою в жизнь. И если даже склад сохранился, сколько придется ждать проходящего мимо судна? Дождется ли он его?
Да, все верно, и все же Альбанов просит отпустить.

Утром капитан объявил команде, что штурман уходит. К удивлению Брусилова, еще 13 человек пожелали уйти со штурманом. Капитан не возражал, управлять шхуной могли и оставшихся 10 человек, запас продуктов на судне в расчете на одного члена команды, увеличивался.

Матросы изготовили 7 байдарок, 7 нарт, набили мешки сухарями. 10 апреля 14 человек впряглись в нарты и отправились в пеший поход, держа направление на юг.



3 месяца, 400 км. и 9 жизней

Тащить сразу все нарты оказалось не под силу. Люди сперва тащили одну партию, затем возвращались за второй. За день проходили не более 5-6 км. Вечером грызли сухари и заедали их кусочками льда. На десятый день три матроса заявили, что вернутся на судно. С Альбановым остались 10 человек.

Наступил май. От яркого солнечного света у многих заболели глаза. Идти стало еще труднее. Дорогу через торосы пробивали топорами и гарпунами. Люди слабели. Бросали снаряжение – палатки, каяки. 3 мая ушел в разведку матрос Баев и не вернулся.

Альбанов подбадривал товарищей, убеждал, что идти осталось совсем немного. Правды он им не говорил, а она была в том, что течением их сносит на запад и протяженность маршрута увеличивается.

Приближался июнь, а земли все еще не было. 10 дней метель не позволяла группе двинуться в путь. Когда погода установилась, Альбанов провел вычисления и с ужасом обнаружил, что их вместе со льдом уносит все дальше от земли. 9 июня он приказал повернуть на восток. 25 июня полярники увидели свободное ото льда море и черную полоску на горизонте. Это была Земля Александры, мыс Мэри Гармсуорт. Отсюда до мыса Флора было еще более 100 км.

На 10 человек остались два каяка, поэтому Альбанов разделил группу на две партии, пять человек шли на каяках, пять шли на лыжах вдоль берега. В назначенное место встречи на мыс Ниль береговая партия пришла, потеряв товарища. Их осталось девять.

Следующей точкой встречи был назначен мыс Гранта, но береговая партия на мыс не пришла. Безуспешно прождав товарищей больше суток, группа на каяках отправилась дальше. Их осталось пять.

5 июля Альбанов с товарищами достигли о. Белл и тут похоронили умершего матроса Нильсена. Их уже оставалось четверо. До мыса Флора оставалось всего 12 миль, они уже видели его, надо было только пересечь пролив. 7 июля два каяка направились к видневшейся полоске земли, но разыгрался шторм и один каяк пропал в тумане.

9 июля 1914 года на мысе Флора высадились штурман Альбанов и матрос Конрад – единственные, кто остались из партии в 14 человек, отправившейся в путь 10 апреля. За 3 месяца пути они преодолели более 400 км, потеряв в дороге 9 товарищей.

Двое из сотен и тысяч

Действительность превзошла все их самые смелые мечты. Они нашли поморскую избу, нетронутый продуктовый склад и даже морской бот. 20 июля Конрад вышел из дома и не поверил своим глазам, увидев судно. Матрос и штурман бегали по берегу, кричали, махали руками и наконец с корабля донесся выстрел – их увидели, спустили шлюпку.

Это был «Св. Фока» экспедиции Г.Я. Седова, возвращавшейся после гибели своего руководителя к родным берегам. 28 августа 1912 года из Александровска-на-Мурмане ушли в плавание 24 человека. 17 августа 1914 года в рыбацком становище Рында  сошли на берег двое изможденных мужчин.

В 1914 году пропавшими считались сразу три полярные экспедиции: Брусилова, Седова и Русанова. На их поиски ушли 4 судна. Впервые использовалась полярная авиация. До середины 1915 года еще оставалась надежда, что «Св. Анна» сумеет вырваться из ледового плена и вернется домой. В сентябре 1915 года, поиски были свернуты, «Св. Анна» была занесена в список пропавших без вести, хотя никто не сомневался, что судно и все находившиеся на нем погибли.

В течение столетий осваивал русский народ Арктику – снаряжались и уходили экспедиции, на картах появлялись новые острова, а на самих островах – могилы первопроходцев. Точные очертания новых земель, сведения о течениях, границы отмелей, рельефы дна – все эти знания оплачивались мужеством и жизнями сотен и тысяч российских путешественников и исследователей. Благодаря их труду и самоотверженности сегодня над северными островами развевается российский флаг и огромные северные территории неофициально именуются Русской Арктикой. Русской, и никак иначе.

Klim Podkova

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 12).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА