Признание независимости Южной Осетии и Абхазии — мечта, сбывшаяся вопреки

_________________


Иллюстрация: respublikarso.org


15 лет назад, 26 августа, российское телевидение, а затем и все мировые СМИ передали важную новость — руководство РФ признало государственную независимость республик Южная Осетия и Абхазия. В Южной Осетии не верили, что когда-нибудь обстоятельства сложатся так, что Россия признает суверенитет нашей страны.


Это после нашлись люди, которые на голубом глазу заверяли, что они всегда это знали и даже где-то в кулуарах всегда говорили об этом. Но не это важно. Главное — мечта южной части осетинского народа сбылась. Мы не только получили независимость от Грузии, но и смогли воссоздать свою государственность, утраченную в XIV веке.

Дорогу осилит идущий

26 августа 2008 года президент России Дмитрий Медведев, учитывая свободное волеизъявление осетинского и абхазского народов, руководствуясь положениями устава ООН, Декларацией 1970 г. о принципах международного права, касающихся дружественных отношений между государствами, Хельсинкским заключительным актом ОБСЕ 1975 г., другими основополагающими международными документами, подписал указы о признании Российской Федерацией независимости Южной Осетии и независимости Абхазии.

Выступление Медведева длилось всего несколько минут, но стало кульминацией борьбы южных осетин за свой государственный суверенитет. Борьбы, которая растянулась на века.

Каждый раз, когда на юге Осетии пытались реализовать свое право на свободу и независимость, грузинские власти, вне зависимости от того, какую общественно-политическую формацию они представляли, организовывали карательные экспедиции и политические репрессии. В этом были едины и картлийские цари, и грузинские князья, и большевистские бонзы, и псевдодемократы-националисты.

В феврале 1921 года было свергнуто так называемое меньшевистское правительство Грузии и в регионе была установлена советская власть. В Цхинвале полагали, что теперь будет реализован ленинский принцип равенства всех народов. Но не получилось. 21 мая 1921 года состоялось заседание Закавказского революционного комитета, на котором, в частности, рассматривалось новое национально-территориальное устройство края. На заседании была одобрена Декларация о независимости Абхазской ССР, а Южной Осетии была предложена… автономия в форме автономной области с правами республики. При этом национальные территории были существенно сокращены.

Новая возможность для политического самоопределения возникла лишь спустя семьдесят лет, когда распалась Советская империя. При этом путь к национальному суверенитету был постепенным и определен несколькими этапами.

20 сентября 1990 года Совет народных депутатов Юго-Осетинской автономной области провозгласил Юго-Осетинскую Советскую Демократическую Республику в составе СССР. Была принята Декларация о суверенитете. Чрезвычайная сессия Совета народных депутатов заявила о том, что Южная Осетия должна стать самостоятельным субъектом подписания Союзного договора.

После Беловежских соглашений участь СССР была решена, при новых реалиях стало очевидным, что Южной Осетии придется отправляться в «одиночное плавание». 21 декабря 1991 года Верховный совет Республики Южная Осетия принимает Декларацию о независимости — документ, подводящий базу под следующие действия по обретению суверенитета.

19 января 1992 года прошел референдум по двум вопросам: Согласны ли вы, чтобы Республика Южная Осетия была независимой? Согласны ли вы с решением Верховного Совета Республики Южная Осетия от 20 сентября 1991 года о воссоединении с Россией? Более 98% участников плебисцита ответили положительно на оба вопроса.

На основании результатов голосования 29 мая 1992 года Верховный совет Республики Южная Осетия принял Акт о Государственной независимости Республики Южная Осетия — воля народа была исполнена.

В марте 2006 года от Южной Осетии в Конституционный суд РФ поступило заявление с просьбой о присоединении к Российской Федерации. 15 августа 2006 года Республика начинает выдавать собственные паспорта.

12 ноября 2006 года одновременно с выборами президента проходит референдум, на котором 99% проголосовавших жителей Южной Осетии высказались за независимость страны (явка избирателей составила 95,2%).

6 декабря Госдума РФ заявила, что намерена поддержать стремление к независимости Абхазии и Южной Осетии. Поводом для этого стали: референдум о независимости 12 ноября 2006 года и обращение парламентов РЮО и Абхазии к президенту России и Федеральному собранию РФ о признании независимости и установлении ассоциированных отношений с Россией.

Вскоре возникает «прецедент Косово», связанный с признанием независимости этой бывшей автономии Сербии, населенной преимущественно албанцами. 21 июня 2007 года МИД Южной Осетии отметило, что признание Косово не может не стать прецедентом для РЮО, поскольку независимость Южной Осетии имеет более долгую историю.

Госсекретарь США Кондолиза Райс заявила, что Косово не может быть прецедентом для Южной Осетии и Абхазии.

«Косово — это исключительный пример, Абхазия и Южная Осетия являются частью Грузии, и мы поддерживаем территориальную целостность Грузии», — сказала Райс в интервью российскому телевидению. Впрочем, Райс все же признала, что полного согласия по вопросу Косово не существует.

Поддержка России

4 марта 2008 года парламент Южной Осетии обратился к генеральному секретарю ООН, президенту, Совету Федерации и Госдуме России, а также к главам государств и парламентов СНГ и стран Евросоюза с просьбой о признании независимости Республики Южная Осетия.

13 марта в Госдуме РФ состоялись парламентские слушания комитета по делам СНГ и связям с соотечественниками на тему «О состоянии урегулирования конфликтов на территории СНГ и обращениях к Российской Федерации о признании независимости Республики Абхазия, Республики Южная Осетия и Приднестровской Молдавской Республики».

Государственная дума России была намерена рекомендовать исполнительной власти РФ рассмотреть вопрос об открытии российских миссий на территории непризнанных республик Абхазии, Южной Осетии и Приднестровья. В случае вступления Грузии в НАТО, Совет Федерации России ратовал за признание независимости Абхазии и Южной Осетии.

17 марта комитет Госдумы по делам СНГ предложил правительству РФ определить процедуру признания независимости Абхазии и Южной Осетии. Депутаты Госдумы 21 марта приняли заявление, где предложили президенту и правительству рассмотреть вопрос о целесообразности признания Абхазии и Южной Осетии. Проект заявления, в котором предлагалось предпринять указанные шаги, был распространен перед началом пленарного заседания по проблеме статуса непризнанных государств. Депутаты приняли такое решение, изучив обращение руководства двух непризнанных республик.

16 апреля 2008 года президент России Владимир Путин дал поручения правительству оказать предметную поддержку проживающим в Абхазии и Южной Осетии российским гражданам.

В августе 2008 г. после завершения военной фазы грузино-осетинского конфликта Южная Осетия и Абхазия обратились к России с просьбой признать их независимость от Грузии. Обе палаты Федерального собрания РФ 25 августа 2008 г. приняли обращение к президенту РФ Дмитрию Медведеву с предложением признать независимость Абхазии и Южной Осетии.

26 августа 2008 года Дмитрий Медведев объявил о признании Российской Федерацией государственности РЮО. 9 сентября между нашими странами были установлены дипломатические отношения.

Торжество справедливости

Будем откровенны, несмотря на общий дружественный к Цхинвалу настрой в Кремле, Россия не планировала признание независимости РЮО и Абхазии. Как вспоминает глава МИД РФ Сергей Лавров, до начала агрессии Грузии против Южной Осетии Россия не ставила перед собой цели признания независимости молодых государств.

«Никто об этом даже не думал. Я был свидетелем этих событий, как все обсуждалось в Москве», — сказал Лавров.

Однако, напомнил он, после того как президент Грузии Михаил Саакашвили отказался соблюдать условия договора Медведева — Саркози, предписывающего сторонам соблюдать перемирие и, главное, начать международные дискуссии по определению статуса Южной Осетии и Абхазии, у России не оставалось иного пути обеспечить безопасность населения республик, кроме признания их независимости.

«Саакашвили сказал: „Никаких обсуждений“. Его последующие реваншистские заявления привели нас к выводу, что другого пути, кроме признания независимости, для обеспечения безопасности и выживания народов, по нашей оценке, не было», — отметил российский министр.

Решение 26 августа 2008 года далось российскому руководству непросто. Накануне десятой годовщины агрессии Грузии против Южной Осетии глава правительства России Дмитрий Медведев, занимавший в 2008 году пост президента РФ, рассказал о том, как принималось решение о признании независимости двух молодых республик.

«После завершения военной составляющей кампании по принуждению Грузии к миру встал вопрос „а что дальше?“ — естественно, прежде всего, передо мной как главой государства. Я определенное время думал и пришел к выводу, что ничего лучше, чем признать независимость двух этих образований, по всей вероятности, предложить невозможно», — отметил Дмитрий Медведев.

По его словам, руководство России, принимая это решение, прежде всего, исходило из интересов обеспечения мира и стабильности в регионе.

Конечно же, колебания Москвы понятны, никто в Кремле не хотел в дополнение к критике Западом военной операции России прибавлять и обвинения в нарушении положения «О территориальной целостности государства».

Однако при всем принятии нами такой позиции российского руководства, которое оно демонстрировало на протяжении десятилетий, нельзя не напомнить о Косово. После того, как коллективный Запад признал независимость этой бывшей сербской автономии, решение о признании Цхинвала и Сухума было вполне оправдано и логично. На это постоянно обращал внимание российский лидер Владимир Путин, как до «08.08.08» так и после.

«С морально-этической точки зрения вполне обосновано сравнение Косово, прецедента Косова с Абхазией и Южной Осетией. Никакой разницы, по сути нет. И там, и там существуют этнические конфликты, и там, и там были нарушения закона», — отметил Путин во время встречи с участниками международного дискуссионного клуба «Валдай».

Владимир Путин обратил внимание и на тот факт, что международная правосубъектность Абхазии и Южной Осетии наступает с момента их признания хотя бы одним из субъектов международных отношений. Он также пояснил, что признание со стороны России нужно было только для того, чтобы легализовать усилия по поддержанию мира в регионе.

Действительно, в условиях, когда даже после поражения в войне грузинское руководство не оставляло попыток реванша, признание югоосетинской и абхазской государственности стало единственно возможным средством обезопасить абхазский и осетинский народы от угрозы смертельной опасности.

Решение руководства России о признании государственности Южной Осетии и Абхазии — это следствие не эмоций, а результат прагматичного и системного анализа всех обстоятельств, в том числе и долгосрочного стратегического характера.

Роберт Кулумбегов, Цхинвал

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 54).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА