Шведский «нейтралитет» во Второй мировой войне.

_________________


Свен Гедин и Адольф Гитлер


12 апреля 1940 г. премьер- министр Пер Альбин Ханссон подтвердил намерение Швеции придерживаться нейтралитета. При этом он отметил, что положение о строгом нейтралитете несовместимо с использованием территории страны воюющими государствами для транспортировки своих военных грузов. Но это не помешало шведскому правительству, поддержанному частью шведского общества, уже летом 1940 г., после оккупации Германией Дании и Норвегии, закрывшей Швеции выход из Балтийского моря, перейти, в ущерб позиции «строгого нейтралитета», к экономически выгодному расширению политического и экономического сотрудничества с Германией.

18 июня 1940 г. шведское правительство дало согласие на возможность транзита через территории страны немецких военнослужащих. В результате началось движение поездов с германскими солдатами и грузами по шведской территории. 13 сентября 1940 г. шведский торговый флот получил разрешение Германии на свободный выход в пролив, соединяющий Северное и Балтийское моря. Германский военно-морской флот сопровождал шведские суда при проходе через минные поля. Это позволяло Швеции на правах нейтральной страны свободно торговать в различных частях земного шара, являясь торговым посредником для воюющих держав.

В итоге шведский нейтралитет явно склонялся в сторону Германии, что в тот период было весьма выгодным для Стокгольма. Несмотря на формальный нейтралитет, Германии предоставлялись всевозможные привилегии: Швеция шла на любые уступки, которые были затребованы немецкой стороной. Нейтральное положение оказывало благоприятное влияние на развитие шведской экономики. Преимущество заключалось в том, что с самого начала войны Швеция стала получать выгодные для нее военные заказы, что дало возможность государству и шведским предприятиям расширить производство, погасить задолженности по иностранным займам, а также значительно увеличить свои крупные золотые запасы.

Вместе с тем, формально объявив нейтралитет, Швеция продолжала обеспечивать нацистскую Германию стратегическими и военными продуктами. Нейтральная Швеция в период жесточайшего противостояния СССР и Германии стала одной из серьезных экономических опор рейха. С Германией был заключен целый ряд прибыльных торгово-экономических договоров на поставку промышленного сырья и готовой продукции для ведения войны. Особо выгодным для развития шведской экономики было выполнение поставок военных товаров, железа, промышленного сырья, железной руды, шарикоподшипников, электрооборудования, инструментов, целлюлозы, а в отдельных случаях — вооружения и техники. В этом ряду были и поставки продовольствия.

Особенности шведского нейтралитета сохранились и с момента нападения Германии вместе с ее союзниками на СССР 22 июня 1941 г. Это очень хорошо проявилось, когда 20 декабря 1941 г. был заключен шведско-германский торговый договор, но которому Германия к 1944 г. вывезла из Швеции 38 млн тонн железной руды, обеспечив свои потребности на 90%. В среднем в каждом германском орудии и танке содержалось до 30% шведского металла. Транзитом через Швецию из третьих стран (в основном сначала из США, а затем из Аргентины) Германия получала нефтепродукты, а также шерсть, кожи, кофе, вина, табачные изделия, одежду и прочие виды дефицитных товаров. Швеция экспортировала из Германии уголь, кокс, синтетический каучук и искусственные удобрения. В банках Швеции Германия и се граждане размещали значительные финансовые средства, в том числе ценности, конфискованные на оккупированных территориях стран Европы. В свою очередь шведские банки предоставляли крупные кредиты промышленным предприятиям Германии, не исключая производивших военную продукцию.Многие шведские фирмы, производившие вооружение, в частности артиллерийские орудия и стрелковое оружие, в течение всей войны поставляли комплектующие детали в вермахт, а также в армии союзников Германии — в Венгрию, Финляндию и Румынию. Если прибавить к этому кредиты, поставки собственного вооружения, а также статус крупнейшего поставщика железной руды для нужд германской военной промышленности, получится, что Швеция в течение всего периода Второй мировой войны интенсивно вооружала нацистскую Германию.

В Германию поставлялись также лучшие на планете шарикоподшипники знаменитого концерна «СКФ», лесоматериалы, ферросплавы, качественная сталь, целлюлоза, искусственное волокно, станки, электрооборудование, инструменты и морские суда. Швеция активно поставляла Германии и свою качественную железную руду, и постепенно торговый оборот Швеции с нацистской Германией стал составлять до 90% всей шведской внешней торговли. Причем поставки руды в Германию продолжались практически в течение всего периода войны СССР против нацистской Германии до того, как поражение Третьего рейха стало совершенно очевидно.

9 июля 1998 г. шведские СМИ опубликовали промежуточный отчет о сотрудничестве шведских банков с нацистской Германией. Выяснилось, что на счета национального банка Швеции во время Второй мировой войны поступило 60 тонн золота из Германии и с территорий оккупированных нацистами стран. В 1949 и 1955 гг. Госбанк Швеции вернул 13 тонн золота, похищенных нацистами из Центральных банков Бельгии и Нидерландов. В шведских банках было обнаружено 649 счетов, принадлежащих жертвам Холокоста. В целом банковский сектор Швеции в военный период значительно вырос вместе с крупными промышленными компаниями, осуществлявшими поставки товаров в Германию.

Взаимодействие Швеции и нацистской Германии не ограничивалось экономическими связями. Не самую лучшую службу сослужил «нейтралитету» Швеции и так называемый добровольческий батальон, выступивший на стороне Германии (Svenska frivilligbataljonen). Шведское вооруженное формирование Svenska frivilligbataljonen начало оформляться в реальную силу, действующую в составе войск гитлеровской коалиции, сразу же после нападения Германии на СССР. Подготовку шведские «добровольцы» проходили на финской территории — в Турку. В начале октября 1941 г. батальон шведских нацистов посетили Густав V и его сын Густав Адольф (герцог Вестерботтенский), высоко оценившие действия батальона на стороне финской армии в районе Ханко . Кроме того, шведские сторонники нацизма активно воевали на Восточном фронте в составе немецкой дивизии ваффсн-СС «Викинг». Они вместе с представителями из союзной рейху Финляндии и оккупированными Данией и Норвегией влились в единый строй эсесовского движения.

Более того, в тяжелейший для СССР период осени 1941 г., когда немцы рвались к Москве, 28 октября король Швеции Густав V отправил через немецкое дипломатическое представительство в Стокгольме личное послание Адольфу Гитлеру с благодарностью за то, что тот решил «разгромить большевизм, представляющий угрозу не только для Скандинавии, но и для всей Европы». В послании король поздравлял Гитлера с уже достигнутыми большими успехами и заверил его в том, что большинство шведского народа придерживается того же мнения и что он будет стремиться влиять на колеблющихся.

История Второй мировой войны содержит и другие факты сотрудничества стран цивилизованной Европы с бесчеловечным режимом Третьего рейха, принесшим неисчислимые потери и жертвы населению Европы, но после разгрома гитлеровцев под Сталинградом и Курском «нейтральная» Швеция вдруг изменила свой курс. Стокгольм сообщал своим «немецким друзьям» о том, что вынужден блокировать морские пути, по которым ранее через шведские территориальные воды следовали немецкие военные корабли и транспортные суда. В 1941-1945 гг. в балтийских водах одной из ключевых задач Военно-Морских сил СССР было торпедирование и уничтожение судов «нейтральной» Швеции, доставлявших военно- промышленную продукцию в Третий рейх.

Тем не менее важно обратить внимание, какая информация о событиях на Восточном фронте поступала в Стокгольм и как менялись взгляды шведского руководства в условиях обозначившегося коренного перелома в ходе Второй мировой войны. От этих изменений зависело и понимание Швецией своего «нейтралитета». В декабре 1942 г. в шведских СМИ прошли сведения о «русском наступлении на Кавказе» и «крепнувшем немецком сопротивлении на Ржевском фронте». В этот сложный для СССР период правительство Швеции уже проявляет чрезвычайную осторожность и вынуждено скорректировать свои контакты с Германией. В целом коренной перелом в ходе войны вызвал трансформацию шведской внешней политики и радикально изменил «специфический характер» ее «нейтралитета».

В октябре 1943 г. в Швеции был отменен циркуляр о запрете на браки с «унтерменшами». Гражданам еврейской национальности было разрешено вернуться в объединенное королевство. В последние месяцы войны Рауль Валленбсрг, представитель одного из богатейших семейств Швеции, работавший в шведском посольстве в Будапеште, спас, по разным источникам, от 20 до 100 тыс. венгерских евреев от уничтожения нацистами, выдавая им паспорта граждан Швеции. Кроме того, в Германию было отправлено сообщение о том, что Швеция вынуждена блокировать морские пути, по которым ранее через шведские территориальные воды следовали немецкие военные корабли и транспортные суда.

Сотрудничество Швеции с нацистской Германией в годы Второй мировой войны представляет собой одну из самых острых и дискуссионных тем в шведской истории XX в. На самом деле нейтралитет Швеции в этот период носил формальный характер, так как она снабжала Германию важными для ведения войны стратегическими и военными продуктами, что не могло не способствовать «успехам» нацистов в жесточайшей войне. Нужно согласиться с суждением о том, что Швеция хотя и опосредованно, но «внесла» свою лепту в усугубление ситуации на Восточном фронте, где в отличие от европейского театра войны шла «расовая война» на уничтожение народов СССР. Шведский нейтралитет, не заложенный ни в одну из шведских конституций, не зафиксированный ни в одном законе страны и не декларированный в качестве постоянной или долговременной государственной доктрины, не получивший международно-правового оформления и не имевший международно-правовых гарантий, является выражением рационального подхода к решению внешнеполитических задач. Необходимость в нем возникала всегда, когда появлялась угроза целостности, безопасности и независимости шведского государства.

Итак, политика Швеции эволюционировала от прогерманской в 1940-1943 гг. (военный транзит, поставки сырья и промышленной продукции, необъявленная война против ВМФ СССР и т.д.) к сотрудничеству со странами антигитлеровской коалиции в 1944-1945 гг. В годы Второй мировой войны Швеция была скорее невоюющим государством, чем ней-тральным. В этот период нейтралитет во внешней политике предполагал строгое соблюдение достаточно широкого круга конкретных обязательств и ограничений во взаимодействии с воюющими сторонами. Такое государство должно проводить внешнюю политику неучастия в войне между другими державами и отказа от военной помощи воюющим государствам, а в мирное время — не вхождения в военные блоки. Была ли Швеция таким государством? Исторические реалии и военно-экономические отношения с нацистской Германией в предвоенный период и в годы Второй мировой войны отрицают сам этот посыл.

Автор Малышева Елена Михайловна

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 10).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА