Взятие «неприступного» Перекопа

_________________


Портрет В.М. Долгорукова-Крымского,1776. Художник Александр Рослин


 

25 июня 1771 года русская армия под командованием генерала Василия Михайловича Долгорукова приступом взяла турецкие укрепления Перекопа. Дорога в Крым была открыта

25 июня 1771 года, в разгар предпоследней в XVIII столетии русско-турецкой войны, российская армия отворила двери в Крым, взяв штурмом «неприступный» Перекоп. Это событие имело далеко идущие последствия: уже через две недели  русские войска стали полновластными хозяевами Тавриды. А в середине ноября того же года бывший перекопский ор-бей (наместник), ставший впервые за много веков избранным без участия Турции крымским ханом Сахибом II Гераем, подписал с главой российской армии князем Долгоруковым Карасубазарский трактат. Согласно ему ханство стало независимым от Порты, а Россия, под чье покровительство переходил Крым, вдобавок получала во владение на полуострове крепости Керчь и Еникале. Впрочем, обо всем по порядку.

Перекоп был исстари тем камнем преткновения, о который не раз спотыкались чужеземцы, желавшие завоевать земли солнечной Тавриды. Протянувшийся в самом узком месте полуострова на 7 км Турецкий (Перекопский) вал глубиной до 15 м и толщиной стен до 2 м, казалось, отбивал охоту у всякого желающего проникнуть в Крым. Впрочем, русские воины уже брали этот «неприступный» Перекоп: в 1736 году, в царствование племянницы Петра Великого Анны Иоанновны. Тогда первым солдатом, взобравшимся на перекопские укрепления, был юный Василий Долгоруков, получивший за это чин поручика, а ныне возглавлявший стоявшую у его стен российскую армию.          Теперь, в правление Екатерины II,  перед войсками северной империи вновь стояла задача подобрать ключ к перекопскому замку. Вход на полуостров охраняло 50-тысячное татарское войско, усиленное 7 тыс. турок, под непосредственным началом крымского хана Селима III Гирея. Перекоп был очень хорошо укреплен в сухопутной части, но небрежно содержался у Гнилого моря — Сиваша. Впрочем, это и не требовалось: охотников проникать в Крым через его гиблые топи  не было. 

В ночь на 25 июня 1771 года небольшой отряд пехоты под началом генерал-квартирмейстера Михаила Васильевича Каховского начал длительно-планомерно обстреливать вал со стороны Гнилого моря. Этот отвлекающий маневр удался; между тем штурмовая колонна генерал-майора Валентина Платоновича Мусина-Пушкина захватила Турецкий вал со стороны Черного моря. Одновременно кавалерия генерал-майора Александра Александровича Прозоровского десантировалась через Сиваш, зашла к татарскому войску в тыл и обратила его в бегство. Гарнизон перекопской крепости, видя безвыходность ситуации и зная о полном разгроме татарско-турецкого войска, откатившегося в центр полуострова, сдался на милость великодушного победителя. Удача, помноженная на отвагу русских воинов, открыла для империи двери в Крым.

В память о взятии Тавриды по окончании русско-турецкой войны 1768–1774 годов  глава российской армии Долгоруков получил от императрицы приставку к своей фамилии «Крымский». Спустя семь десятилетий после завоевания Россией Крыма в столице Таврической губернии, на месте, где в 1771 году располагался штаб русской армии, был установлен обелиск в честь генерал-аншефа князя Долгорукова. Памятник, ставший первым гражданским монументом Симферополя и превратившийся в одну из главных городских достопримечательностей, несмотря на многочисленные драматические события, которые пришлось пережить крымской земле в последующие полтора века, сохранился до наших дней.


Дмитрий Зелов

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 72).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА