Гордость машиностроения Белоруссии – БелАЗ – останавливается

_________________




Склады переполнены готовой продукцией

Новый год начался неудачно для белорусской экономики – вслед за нефтяной проблемой потянулись другие. Уже объявлено о том, что 25 января останавливается конвейер БелАЗа, гордости белорусского автопрома. Пока только на один день, а там видно будет.

«В связи с низким покупательским спросом на рынках СНГ и дальнего зарубежья на автотехнику ОАО «БелАЗ», а также с целью более рационального использования финансовых, материальных, топливно-энергетических ресурсов объявить 25 января Днём простоя», – говорится в решении гендиректора П.А. Пархомчик, которое опубликовал Telegram-канал NEXTA.

С каждым месяцем предприятию всё проблематичнее находить рынки сбыта для своей продукции, а склады уже переполнены. К тому же накопились долги по выплатам в Фонд национального развития, которые предприятие не может заплатить вот уже два месяца. В ноябре прошлого года производство упало почти вдвое – на 43,7%. Судя по всему, падение будет продолжаться.

Экономист предприятия Александр Ярошук объясняет это тем, что хуже стали покупать самосвалы и в дальнем, и в ближнем зарубежье, и в России, чей рынок был главным – в Россию «уходило» две трети всех произведённых БелАЗов.

«Это был единственный рынок, на который у нас целые четверть века была надежда», – говорит Ярошук.

И дело не в политике и не в провале интеграции в Союзное государство – всё чаще во всех странах колёсный транспорт заменяется конвейерным на разработке глубоких горизонтов, где и используют самосвалы-гиганты.

Напомним, каждый третий карьерный самосвал в мире – это БелАЗ.

В конце прошлого года упал и экспорт знаменитых белорусских тракторов, предприятию «Гомсельмаш» также не хватило денег, чтобы расплатиться с долгами. Пятый год с убытками работает и МАЗ. Директоров всех этих предприятий уже отправили в отставку, спасёт ли это производство – вопрос риторический.

«Те предприятия, которые за двадцать лет ничего не сделали, чтобы ввести современный менеджмент, привлечь международное финансирование, современную систему отчётности, хорошие кадры для управления, столкнутся с большими проблемами. Даже если там поменять всех директоров на всех министров – принципиально ничего не изменится», – прокомментировал ситуацию на этих предприятиях директор Исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук в интервью интернет-изданию UDF.by. Правда, как спасут зарубежные кредиты предприятие, остро нуждающееся в рынках сбыта, он не уточняет. Зато полон надежд на спасительную «руку рынка» и уверен в том, что если БелАЗ «отделить от государства» (проще говоря, продать), а также снять с него социальную нагрузку, то дела пойдут. Похоже, сам эксперт застрял в прошлом, примерно в 90-х.

По мнению главы аналитического центра «Стратегия» экономиста Леонида Заико, проблема белорусской экономики в том, что все годы независимости Беларусь «пировала на нефтяной и газовой трубе», ничего не делая.

«Многие экономисты, в том числе и я, говорили белорусским властям: не сидите на чужих трудах, развивайте собственную экономику. Развивайте новые производства. А здесь сидят: нефти чуть-чуть слили из российских труб и радуются. Труба стоит на месте – а мир развивается. И Россия тоже идёт своим путём. Кто будет считаться с какими-то местными царьками, которые сидят у других на шее?» – не сомневается эксперт.

Рейтинг: 
Средняя оценка: 4.8 (всего голосов: 34).

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА