Россия и Европа

_________________


Книга  Н.Я.Данилевского «Россия и Европа» (1869 г.) представляет  очень интересный  взгляд  на  всемирную   историю  с  точки   зрения   славянства.  Спустя полтора  века  она  позволяет  ещё  раз  взглянуть  на  причины  сложных  отношений  России  и  Европы   и   прогресса   человечества.

      Отношение  Европы  к  России

      Анализируя  события XIX века, Данилевский  подчеркивает, что  к  России  в Европе  всегда  относились  предвзято. Желание  унизить  Россию  пренебрегало  над  всеми  остальными   и  войны  с  ней   искали  во  что  бы  то  ни  стало.  По отношению к  России всегда использовалось «меряние  разными мерами и вешание разными весами»  (то, что сейчас  мы  называем  политикой  двойных стандартов). Особенно ярким примером  является  участие  в  Крымской  войне Сардинии, не  имевшей  к  Крыму никакого  отношения.  В  1864  году  Пруссия  и  Австрия, имеющие  около 60   миллионов   жителей,  напали  на  Данию,  населенную  2, 5  миллионами   жителей,  отобрали  у  неё  две  области   с  40 %   подданных  вопреки   подписанному  ими  же  Лондонскому  протоколу  1852 года.   Это  не  возбудило  негодование  Европы, её  общественного  мнения   и   правительств.   Но  агрессивным и завоевательным государством, угрожающим спокойствию и  независимости  Европы,   при  этом   считали  Россию. Хотя  именно   Россия  спасла  Европу  от  порабощения  наполеоновской  Францией.  

      Большую  часть территории России  русский народ  занял  путем свободного  расселения, а  не  завоеваний. При  этом  терпя  притеснения  от  набегов татар, крестоносцев, поляков и шведов. Государство  создано  путем  исторической  ассимиляции  племен, а  не  насильственного  порабощения.  Ни  одна  национальность  не  становилась  материалом  и  средством  для  достижения  посторонних  целей  и  не  ущемлялась  в  этнографическом  и   религиозном   отношении, все  получили  равные   права  в   гражданских  и  общественных  свободах.

       Пространство  от  Чудского озера и  реки  Наровы до  границы Пруссии  было  исконно  русским. Нынешний Тарту (Юрьев) был основан Ярославом  Мудрым, а рижские епископы испрашивали  разрешение  на поселение на землях у полоцких князей.  В   разделе   Польши, инициированном  Пруссией  и  Австрией, снова  обвинили  Россию,  хотя   германизация  части  славянской   народности  Австрией  и  Пруссией   с  предоставлением   значительно  меньших  прав  коренному  населению,  не  обсуждалась.  За  юг   России   русские  князья  боролись с  кочевниками со  времен Святослава.     Христианское    население  Юга    было  освобождено  от  завоевателей  и  угнетателей - турок.  Присоединение Финляндии от Швеции к России  сопровождалось  заседанием сейма  народов Финляндии,  лично открытым императором  Александром I  c  его гарантией  соблюдения  конституции  и  основных законов  в  обмен  на  присягу  представителей   сейма. Если   рассматривать  историю  Кавказа, то   мелкие  закавказские  христианские царства  со  времен  Ивана  Грозного  молили  о  помощи  и  предлагали  признать русское   подданство, но  только  Александр  I   согласился  исполнить  эту   просьбу, убедившись  в   угрозе   самого  существования   этих  народов. При  этом  Россия  принимала   на   себя  тяжелую  обузу   зная, что   её   ждет   долгая  борьба. 

     Единственным завоеванием  было покорение  мусульманских  ханств –Бакинского, Гянджинского,  Шекинского,  Ширванского,  Кубанского и  Талышенского.  Ни  одно  из  завоеваний России  по  совести  не было чистым завоеванием.  Но  цивилизаторство, которым  Европа  оправдывала  свои   колониальные   войны, по  их  мнению  неприменимо  к  России. Громче всех возмущалась  Англия, захватившая  Индию,  отнявшая  Гибралтар  у  Испании, Канаду  у Франции.   Английский  способ  умиротворения    ирландцев  через  выселение  в Америку   путем   голода   признан   Европой   гуманным.

      Россию   представляют   мрачной   силой,  враждебной   прогрессу  и  свободе.     Истинная  причина  в  том, что   Россия  всегда   выступала  с  точки   зрения  христианской   нравственностиСамопожертвование - высший  нравственный   закон.  Нравственная  помощь  России  славянам   в   Европе  расценивалась  как   государственное   преступление.

      По мнению Данилевского, основой  межгосударственных отношений  является  утилитаризм.  «Ею  же  мерой   мерите – возмерится  и   вам». Россия  никогда не навязывала  свою  волю  другим  и  всегда  выступала  с  позиции  добросовестного исполнения  соглашений.   Общественное   мнение    Европы   по   отношению   к   России  лучше   всего  выражено  во  «Всемирной   истории»  фон  Роттека  « Всякое  преуспеяние  России,  всякое   развитие  её  внутренних  сил, увеличение  её  благоденствия   и   могущества  есть общественное  бедствие  и несчастье  для  всего   человечества".

      Наша  пресса  молчит, а   враги  на  нас  клевещут. Это   нельзя  оправдать  незнанием  и  наивностью   Европы  в  отношении России. Она   знает  так,  как  хочет знать, как  соответствует её  предвзятым  мнениям, страстям,  гордости, ненависти  и   презрению. Смешны   ухаживания  за   иностранцами   с   целью  показать им  Русь лицом, а  через  их   мнение   просветить  ослепленное  общественное  мнение   Европы. Просвещение  общественного  мнения  книгами  и  устным  словом  полезно  для  самих русских,  которые  даже  на   себя  привыкли  смотреть  чужими  глазами.

       Европа   не   признает  нас  своими.  Она  видит  в  России  нечто  ей   чуждое, которое  не  может  преобразовать  по  своему подобию  и   не  может  извлекать  свои  выгоды.  Поэтому  Европа  видит  в   России  враждебное  начало. Европа  инстинктивно чувствует, что под  внешне  рыхлой поверхностью  лежит твердое ядро, которое  нельзя  размолотить, растворить, преобразовать  по  своему  подобию и   которое  имеет  силу   жить  своей  независимой  самобытной   жизнью. Справедливо  гордой  своими  заслугами.  Европе  невозможно  перенести  это. Надо во  что  бы  то  ни  стало  не   дать  этому   окрепнуть, разрастись  и   пустить   корни и ветви.  Для  этой  цели  все   средства  хороши  и  забыты  беспристрастность   и  справедливость.  Вешатели,  кинжальщики  и   поджигатели  становятся  героями, когда  их  гнусные  поступки  направлены  против   России.   Защитники  национальностей   умолкают,  когда   речь  идет  об  угнетении   русской  народности.  Для  разрушения  России  изнутри  активно  используется   организованное миссионерство в лице католического  духовенства  и революционной  эмиграции.

Европа   ли   Россия?

       Само  деление  на  части  света   Данилевский  считает искусственным, потому  что та  же  Испания   имеет  больше   сходства   с   Северной   Африкой, а   Турция - с  Азией и  Закавказьем.  В  отличие  от   Африки,   Австралии, Северной  и  Южной  Америки, Европа  не   является  обособленным  материком. Исходя  из  этого  деления, Европа- всего  лишь  западная   часть   Азии. Европа –  это   историко-культурная  германо-романская  цивилизация. Нельзя  полагать Европу  колыбелью человеческой  цивилизации.  Бассейн Средиземного  моря  является   колыбелью  римской  и  эллинской   цивилизации,  которые     обошли   Азию,  Африку  и  Европу.

      Принадлежит   ли   Россия  Европе?  С географической  точки зрения  это  можно  толковать  как  угодно, исходя  из  того, что  сама  Европа - это  лишь  западная  часть  материка. Россия  не   составляла  части  империи  Карла  Великого, не  связана   с  ней феодально-аристократической   сетью, не  участвовала  в  борьбе  католичества  с  иными  формами   христианства, не причастна  к  германо-романской  форме искусства.  Россия  не  причастна  ни  к  европейскому  добру, ни к  европейскому злу.  Истинная  скромность  и  гордость  не  позволяют  ей  считаться  Европой.  Если  нам  говорят о  принадлежности  к  Европе по  праву  усыновления, поскольку  Россия  впитала  в  себя  то, что  выработала  Европа, то  мы  не  видим  родительских чувств  Европы  по отношению  к  России.  Европа  предлагает  нам  быть  носителем  и  распространителем  европейской   цивилизации  на   Востоке, европейские интересы  должны  сделаться и русскими. При этом Индию и Китай  они  уже  взяли,  а  России предлагают  идти в Среднюю  Азию. Тысячу  лет строить государство,  чтобы  потчевать европейской цивилизацией   6  миллионов  кокандских и бухарских оборванцев и  3 миллиона  монгольских  кочевников?  На   самом  деле  они мечтают, чтобы  не было русского  народа, и на просторные  и  богатые  земли полились бы потоки  европейских «цивилизаторов» под  предводительством  англосаксонской расы, не   встречающие   сопротивления. Россия – это  труднопреодолимое  препятствие  на пути европейской  цивилизации.  Поэтому для  скорейшего  развития  на её  месте европейской   цивилизации, Россию   нужно  всячески   ослаблять. Для  этого подавлять славянскую  народность, бескорыстие, готовность  пожертвовать  низшим  ради  высшего. Навязывание  превосходства  европейского  над  русским  и спасительность  европейской   цивилизации не  имеет  никакого внутреннего содержания. Если  между  европейскими   странами  противоречия  интересов   временны, то   между  Европой  и   Россией  они   постоянны.  Европа  не понимает возможность   прогресса  вне  выбранного   ею   пути.

Европейская   цивилизация  и  мир

      Европа  всегда  ассоциирует  себя  с   прогрессом, а   Восток  - с  застоем. Истина  в том, что   во  всех  частях  света  есть   граждане, очень  способные, менее  способные и вовсе  неспособные  к   гражданскому  развитию   общества.  История  показывает, что всякая  цивилизация  проходит  период  зарождения, развития, расцвета  и  постепенного  исчезновения. Судьба  Европы   не  тождественна   развитию  всего  человечества.    Деление  на  древнюю, среднюю  и  новую  историю  применимо  только  в  рамках  одной   цивилизации,  одного   культурно-исторического  типа.   Данилевский  предлагает  несколько  культурно  исторических  законов.

  1. Всякое  семейство народов, характерное  группой  близких  между  собой  языков, составляет   самобытный  культурно-исторический  тип.
  2. Для  развития  цивилизации  внутри  культурно-исторического  типа  нужна  политическая  независимость  входящих  в  него  народов.
  3. Начала  цивилизации  одного  культурно-исторического  типа не передаются  народам  другого  типа  и  вырабатываются  самостоятельно  при различном  влиянии  предшествующих  или   современных   цивилизаций.
  4. Цивилизация   достигает  полноты, разнообразия  и   богатства  только  в  случае  не поглощения  одним  политическим  целым, то есть в составе федерации государств.
  5. Период   роста  цивилизации  может  быть  неопределенно  продолжительным, но период   расцвета  бывает  относительно   коротким  и  окончательно  истощает  их силу.                                                                                                                                                        Начала, лежащие  в  основе  культурно – исторического типа, могут  быть искажены  или   уничтожены  вместе  с  народом, но   не   могут  быть заменены  другим  типом.  История   показала, что  основным  способом  передачи  культурно-исторического типа  являлась  колонизация. Хотя  наивысшие  результаты  показывало  добровольное  принятие  лучшего  из   чужого   опыта  и   его   адаптация   для   местных  условий.    

     Национальная  самобытность лучше  всего  реализуется  когда  народы, говорящие на   сходных  языках, образуют  политическое  целое – однородное   государство.  В случае   отдельных  языков  при  совпадении  культурно-исторического типа  допустима  федерация. Для  поступательного  движения  всего   человечества  необходимо  при   достижении  совершенства  в  одном  направлении   вступать  на другой   путь. До сих пор развитие человечества  шло  через  посредство самобытных  национальных групп, и  иначе  быть  не  может.  Прогресс  состоит  не   в  том, чтобы  все  шли  в  одном  направлении, а  в  том, чтобы  исследовать  поле деятельности всего человечества  во  всех  направлениях.

      Национальное    и   общечеловеческое

      Общечеловеческим  гением  считается  человек, который  вырывается  из пут национальности   и   выводит   себя  и   своих  современников  в сферу  общечеловеческого.  Цивилизационный   процесс  развития   народов  заключается  в  постепенном  отрешении  от  национального  и   вступлении  в  область общечеловеческой   сущности  и   всеобщности.  Но  германо-романская  цивилизация,  став  общеевропейской,  ни  в  теории, ни  в  практике  не  желает  иметь  ничего  общего   с  общечеловеческим, а  желает  перекроить  мир  по  своему образу   и   подобию. Для   коллективного  человечества  нет  другой  задачи, кроме разновременного  и   разноместного   выражения  разнообразных  сторон и направлений  жизнедеятельности, несовместимых  в  одном  человеке  и  в  одном  культурно-историческом  типе   развития.  Европа  вышла  из  сферы  национального, но  не  вошла  в  сферу  общечеловеческого. Человечество  и   народ   относятся   как родовое   понятие   к   видовому.  Общечеловеческое  не  может носить характер одного  вида.

    Кроме того,  Данилевский отметил, что  исследование  Греции  и  Рима  показывает, что  период  высшего  развития   цивилизации, связанный  с   появлением  новых сил,  и   период, когда  эти  силы  с  развитием  дают   максимальный   результат, не    совпадает.  Для   Европы  первым являются  XVI-XVII  век, а  вторым – XIX  век. В  первую эпоху  были  заложены  наука  и  искусство  и   дан   толчок  для   дальнейшего   развития.  Европа   вступила   на   нисходящий  путь  около  150  лет назад  и   клонится   к   закату.

    Сейчас  всечеловеческой  цивилизации,  к  которой   можно примкнуть,  не существует. Это  идеал,  который  достижим  совместным  развитием  всех  культурно-исторических  типов. Славяне могут и должны образовать свою самобытную цивилизацию, сохранив   принятую  ими   форму   христианства.

Различия   в   психическом  строе   и   государственности

     По мнению  автора,  народам  германо-романского  типа   присуще чрезмерно  развитое  чувство  индивидуальности. Он предполагает, что все носители иного образа   мыслей  должны   ему  уступить  как неравноправные, волей  или  неволей. Это   представляется  как   естественное  подчинение  низшего  высшему.  Это  ведет  к  аристократизму,    к    угнетению   народностей,   к   крайнему  политическому дроблению  и   является  основой  насильственности. Сначала  это  проявлялось  в религиозной   нетерпимости, затем - в  колониальных  завоеваниях, начиная от конкистадоров,  и  тяжелом   рабстве  миллионов. После    этого началась эпоха насильственного  насаждения   равенства,  братства  и  свободы.

     Индивидуальная  свобода  составляет  принцип  европейской  цивилизации, не терпя  внешнего  ограничения, она  ограничивает только  сама   себя. Данилевский  указывает ахиллесову  пяту   европейской   цивилизации: сохранив  нравственное достоинство  и  гражданские  свободы, в   результате   смешения   они   утратили   связь   с   землей, на   которой   живут.  Христианство в  католичестве и протестантизме уже  не связано с государством,  подпилено  на  корню рационализмом  и  держится  только  до  поры  до   времени  (прим.-  и похоже, что в  большей  части  Европы  и  США  это  время    наступает).  Национальные  задачи  на европейской  почве   сами  по  себе  не  имеют  большого  значения  и  далеко уступают  в  важности прочим  задачам (политической, общественно-экономической, научной).

     Отличительной  чертой   России  являлась   терпимость  и  гуманность. История русского  народа - это  его  житие. Русский  народ  принял  православие  почти  без сопротивления. Славянская  государственность, подвергавшаяся  постоянным  угрозам  извне, изначально  вынудила  к  более строгим формам народной зависимости от государства. После   свержения   ига   главной   проблемой  государственности  стали  огромные   пространства   и  природа.  Сложно  исполнять  обязанности  по   отношению  к   государству, когда  леса   и   реки   обширны  и  дают  пропитание. В  тех   обстоятельствах     закрепление   всего  народа   в   крепость  к   государству  было   единственным   средством  политической   централизации  Руси. Главная  движущая  сила  русского народа - его внутреннее нравственное  сознание  и  огромный   перевес  общего   интереса  над   личным. Основными  качествами   являются     благость,  справедливость   и   чистота. 

       Данилевский  считал, что  в  духовном плане  Европа  уже   вышла  за  изначальные рамки   религии, а в   политическом  плане – пришла  к  непримиримому  противоречию   между  требованием  личной   свободы  и   распределением  собственностиЭто  истощает   организм  и  может  стать  причиной   его   гибели.

       Петровские  реформы  были  правильными  по  замыслу  как  мера  по  подготовке к   противостоянию   с   европейскими   «цивилизаторами»,  но проводились спонтанно. Ошибка  Петра  заключалась  в  том,  что  увидев результативность европейских  реформ, он  захотел   сделать   Россию   Европой. Но  если  в государственной  области  его   действия по  государственной, военной и  административной   реформам  были   полезны, то  стремление  насадить  европейскую   культуру  и    быт  принесло  величайший   вред   будущности  России. Внесение  иностранного  этикета,  языка, летосчисления, табакокурения  и  попоек  наложило  на  русское   печать  низкого   и   насильственно  перевернуло  русскую жизнь. После  Петра   к  славянскому  относились с презрением  и  Россия  была  заражена   болезнью  европейничанья.  Особенно  пагубно  было  заимствование  и  пересаживание   иностранных  учреждений  на   русскую  почву (особенно  немецких бюрократических  порядков)  и  рассмотрение внешних  и  внутренних   вопросов  с   европейской  точки  зрения. Это  затормозило развитие  самобытности  в   промышленности  и  народного  искусства. Народ раскололся  на  два  слоя: низший   остался   русским, верхний  сделался до неотличимости   европейским.  Это  привело  к  унижению  народного  духа.

     Русский  аристократизм  не  означает ничего иного, кроме нелепого  светского лоска  и  перенятия  манер  английских  лордов  или  французских  маркизов. Это подражательство  ведет  к  солидарности    мнимой   русской   аристократии   с  весьма реальной  европейской  - злейшим врагом  российского народа. Демократическое  европейничанье  ведет к разъеданию   общества  социалистическими  и  демократическими  учениями  и  подрыву   российской  государственности.  Русская   периодическая  печать  могущественна  для   добра  и  совершенно бессильна  для  зла.  Мы  стали  балансировать  перед  общественным  мнением  Европы  и  заискивать  перед  её  милостью, признав  её  своим  судьёй  и  молча  снося  её  незаслуженные   обвинения.  Крымская война  показала, что  у  всех европейских партий   есть   одно   общее  чувство – ненависть  к  России. Болезнь европейничанья   препятствует  осуществлению  великих  судеб  русского  народа.

      Всеславянский  союз

      Россия   слишком  велика  и  могущественна, чтобы  быть   одною  из  европейских   держав.  Её  экспансивная  сила гораздо выше государств  Европы  и   её  несоразмерность  с   требованиями  политики    равновесия  должна  высказываться  всё  сильнее. Если она не хочет выполнить унизительные требования и войти в подчиненность  к  Европе, она  должна  войти   в   свою   историческую  роль. Удел России – освобождать  и  восстановлять. Будучи чужда европейскому миру по внутреннему  складу, Россия  может  занять  свое  место  в  истории, став главой  самостоятельной  политической системы государств и служа   противовесом  всей  Европе.  Увеличив   внешнее  могущество  и  обеспечив  защиту себя  и   своих  союзников  от  враждебного  Запада, в  спокойствии  силы развивать свое нравственное  и  материальное  благополучие  и  величие.  Добродетели России  служили  бы  ручательством  за  справедливый  характер  взаимных  отношений  между  главою   союза   и   его  членами. Федеративная  форма  устройства  обеспечит устойчивость   и   долговечность  славянского  мира.  Возведение русского языка в статус   общеславянского  до  политического  освобождения  славянских  племен  должно проводиться    по  потребности.



    ПиСи:
 Данилевский считал,  что  Европа  существенно  враждебна нам,  и  безопасна  только  когда  озабочена  внутренними  проблемами  или  воюет  сама  с  собой. Борьба  с  Европой  или  значительной  её  частью неизбежна, если  Европа добровольно   не  признает справедливость  славянских  требований   и  уступит им,  на  что  мало   надежды.  Система   равновесия   существенно  вредит  России,  поскольку   она   сталкивается   с  единой   ненавистью  и  враждой. 

      Очень интересна точка зрения  Данилевского  в  отношении  США. Он полагал, что  федеративное  устройство  государства  при господстве  одного  языка  и  отсутствии  внутренних  врагов  является  признаком  чрезмерного  политического  дробления и предпосылкой  его  ослабления. Кроме того, наличие   в   изначально  демократическом  и  республиканском   государстве   демократической  и  республиканской  партии   является   наследием   аристократических  тенденций  европейского общества.

Уже  через 8 лет  после выхода книги  ( во многом  вследствие  позиции    Англии  и Австрии)  началась   русско-турецкая  война.

 

Рейтинг: 
Средняя оценка: 5 (всего голосов: 17).
Источник: 

_______________

______________

реклама 18+

__________________

ПОДДЕРЖКА САЙТА